Царство Солнца. От Птолемея до Эйнштейна

Азимов А.

М.: Центрполиграф. - 220 с. ("Научно-популярная библиотека")


Год издания: 2004
Рецензент: Распопин В. Н.

    В недавней рецензии на книжку "О времени, пространстве и других вещах" я пообещал читателю по возможности восполнить пробелы и рассказать о пропущенных в свое время научно-популярных книжках Айзека Азимова, выходящих с 2001 года в московском издательстве "Центрполиграф". Сегодня заполняю одну из таких лакун.

    "Царство Солнца" - не что иное, как учебник по астрономии, которую американские школьники изучают, по-видимому, в среднем звене (как, полагаю, и наши). Посему книжка совсем небольшая и в эмоциональном плане очень сдержанная, что, в общем-то, не характерно для Азимова - эрудита с развитым чувством юмора. Текст этого учебника лишен всякого лиризма, зато предельно прост и предельно же насыщен информацией, отчего читать книжку одновременно и легко, и непросто. Легко - потому что достаточно сложные вещи излагаются максимально доступно; трудно - потому что глазу как бы не на чем отдохнуть. "Царство Солнца" - это густо насыщенный графическими расчетами, фактами, переводами античных терминов, датами, именами ученых и космических объектов очерк истории астрономии, а по необходимости и математики с физикой - от древнеегипетских звездочетов и вавилонских астрологов до теории относительности Эйнштейна. Свой очерк автор ограничивает, вероятно, пределами школьной программы и потому рассказывает здесь не о Вселенной и галактиках, а только о Солнечной системе, отчего книга и носит название "The Kingdom of the Sun" - "Царство Солнца".

    Что же это такое, история астрономии? История того, как мужало человеческое воображение, восходя от лирики к физике и возводя последнюю до высот поэзии и философии? Или история по-своему не менее поэтичной борьбы науки с астрологией? Или рассказ о постепенном завоевании человеческой цивилизации математикой, в конечном счете благодаря которой мы и смогли представить себе более-менее верную картину мироздания, получив сначала простые очки, а затем микроскоп и телескоп?

    Айзек Азимов отвечает: история астрономии - это история того, как позднейшие ученые в течение полутора тысяч лет в тяжелой борьбе с Неизвестным и с самими собой, а порою в смертельном противостоянии с духовными властителями человечества опровергали теорию древнегреческого астронома Птолемея, давшего в свое время удивительно красивую, но совершенно искаженную картину мира, где Вселенная рассматривалась лишь в качестве кордебалета, пардон, Хора, сопровождающего главную героиню, Землю. Так отвечает Азимов и с присущим ему мастерством встраивает в этот сюжет все вышеозначенные темы, а также и множество других. В результате берешься, кажется, за учебник по истории астрономии, а прочитываешь очерк истории цивилизации.

    Последнее, впрочем, главный адресат азимовской книжки вряд ли оценит своевременно, зато в старших классах ему намного легче будет воспринимать те же физику и математику, не говоря об истории, ведь многие основополагающие вещи он легко вспомнит - ибо они уже заложены в его сознание автором учебного пособия по астрономии.

    Одним словом и в который уж раз: как жаль, что учитель Азимов пришел к нам так поздно, но и какое счастье, что все-таки пришел!

    На том можно было бы и закончить, но, остановившись в раздумье, что же из книжки процитировать в завершение этого отклика, и уже, было, решив, что лучше всего - пассаж о знаменитой мистической загадке Джонатана Свифта, как раз и объединяющий в целое физику и лирику, я вдруг почувствовал, что не сказал самого главного. А самое главное в этом очерке, как и вообще в азимовском творчестве, - тот неизбывный оптимизм, с которым автор смотрит на человеческое прошлое, настоящее и будущее. Айзек Азимов не верит в Бога, но верит в человека, что означает: писатель знает, что человечество не только выживет, но и достигнет поистине божественной мощи благодаря своему неспокойному, пытливому уму. Ведь для античной эпохи Птолемей, несомненно, был настолько же прав и настолько же велик, как для средневековья - Коперник, для XVII века - Ньютон, а для нашего времени - Эйнштейн. Но история не завершена, а значит, не остановилась в своем развитии и наука. "В конце концов, Птолемей был не совсем прав. Коперник был убедительнее, но и он оказался не совсем прав. Ньютон был еще более убедителен - и он был не совсем прав. Что-то должно находиться и за пределами системы Эйнштейна" (С. 211).

    "Что же именно, - спросим мы, стыдливо прикрывая азимовским учебником астрономии очередное переиздание Нострадамусовых "Центурий" или, того хлеще, брошюрку с квартальным астропрогнозом от какого-нибудь Глобы, еще более бородатого, чем французский эскулап пятисотлетней давности.  - Не сверхъестественное ли?"

    "Естественное!" - непременно возразит писатель. И расскажет нам еще одну правдивую или фантастическую историю о победе, одержанной человеком над самим собой.

    "А как же мистическая загадка Свифта?" - потребуем мы.

    И знающий все на свете Исаак Иудович Азимов (так мы называли бы его, живи он не в Америке, а на земле, где родился) улыбнется, махнет рукой и таки расскажет нам об этом необычайнейшем в истории курьезе вот что:

    В августе 1877 года американский астроном Асаф Холл открыл марсианские луны, Фобос и Деймос, по мере изучения оказавшиеся самыми необычными из всех известных естественных спутников в Солнечной системе. В особенности Фобос, который вообще уникален, так как оборачивается вокруг Марса за 7 часов 40 минут, то есть быстрее, чем Марс поворачивается вокруг своей оси. "Фобос постоянно догоняет марсианскую поверхность, так что человеку, стоящему на Фобосе, показалось бы, что Марс вращается в обратную сторону, с востока на запад. А наблюдателю на Марсе показалось бы, что в обратную сторону вращается Фобос. Он бы всходил на западе и заходил на востоке" (С. 178 - 179).

    За полтораста лет до открытия Холла, в 1726 г. вышла в свет известная теперь каждому ребенку книга Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера". В третьей ее части рассказывалось о путешествии героя в страну лапутян, где все жители были учеными. "Вскользь Свифт упоминает о том, что лапутяне изобрели телескопы, которые превосходят те, что имеются в Европе. С помощью этих телескопов они открыли у Марса два спутника (не забудем, до открытия Фобоса и Деймоса еще полтораста лет! - В.Р.), которых европейцы не знают. Далее Свифт описывает орбиты и размеры этих лун, и его описания оказались поразительно близкими к тому, что затем обнаружил Холл. В частности, Свифт заявил, что внутренняя луна вращается вокруг Марса быстрее, чем сама планета, так что марсианам казалось бы, что она встает на западе и садится на востоке.

    Это - поразительное совпадение <...> его догадка о том, что Фобос будет всходить на западе и заходить на востоке из-за скорости его вращения, кажется совершенно сверхъестественной. Это, несомненно, самая удачная догадка в литературе" (С. 180 - 181).
     А вы как думаете?

«Царство Солнца. От Птолемея до Эйнштейна»
Год издания: 2004

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я