Вивальди

Боккарди В.

М.: Молодая гвардия. - 250 с. ("Жизнь замечательных людей")


Год издания: 2007
Рецензент: Распопин В. Н.

    Пик популярности музыки Вивальди в нашей стране пришелся на 70-е годы прошлого века - время моего собственного становления. Отсюда, конечно, непреходящая любовь людей нашего поколения к "Временам года" и "Stabat Mater" рыжего венецианца. Отсюда же и непреходящее с юности желание узнать побольше о самом композиторе, наконец-то удовлетворенное благодаря этой книге, вышедшей в замечательном переводе Александра Махова.
    Небольшая по объему, отчасти романизированная, однако достаточно подробная, сообщительная и, так сказать, без особой отсебятины, биография эта представляется подлинной удачей и венецианца Вирджилио Боккарди (упомянутого, к сожалению, лишь в одном, до крайности несообщительном абзаце, завершающем предисловие А.Б. Махова), и переводчика, и, конечно, издательства "Молодая гвардия", чью старейшую и, можно сказать, главную книжную серию она, несомненно, украсила. Последнее немаловажно, поскольку, несмотря на множество выходящих в новое время книг отечественных и зарубежных авторов, в биографической серии "Жизнь замечательных людей" собственно-то биографий, биографий для широкого читателя, было не так и много среди литературоведческих, исторических и иных едва ли не специальных трудов, наподобие исторических исследований Н. Павленко, лосевского "Гомера" или ашукинской биографии Брюсова.
    Книга В. Боккарди о Вивальди и по духу, и по объему как раз совершенно "жэзээльная", относящаяся к числу классических жизнеописаний, какие в основном выходили в серии в советское время (я, конечно, опускаю идеологический аспект). То есть это книга для широкого читателя, которого современный книгоиздатель, мягко скажем, подрастерял.  Причем, что особенно интересно, описывая жизнь венецианца, хоть и слабого здоровьем, хоть и носившего с молодости сутану, но - человека галантного века, да еще и артиста, музыканта, большую часть жизни работавшего с театральными звездами и наперебой влюблявшимися в "рыжего батюшку" воспитанницами духовной капеллы, автор нигде не дает воли эротическим фантазиям, ни разу не подмигивает лукаво читателям, мол, вы меня поняли: беда с этими девчонками, хоть кого с ума сведут.
    Нет, книжка отнюдь не сухая - чего стоят одни лишь фигуры родителей Вивальди, воссозданные мастерским пером истинного художника! Да и портрет героя получился вполне достоверный. Может быть, все эти люди в реальности были другими, даже скорее всего так, но мы-то все равно представляем себе Вивальди в контексте его дивной музыки, а теперь вот будем представлять и с помощью портрета, нарисованного Вирджилио Боккарди. Портрета, с которого глядит на нас живой человек, наделенный высшими способностями.
    Разумеется, два-три десятка страниц книги Боккарди отданы музыковедческим вопросам, однако и общее число их невелико, и само музыковедение сведено, по сути, лишь к беглому описанию вводимых Вивальди в свои концерты и оперы оркестровых новшеств, да к весьма приблизительной попытке проанализировать причины фантастической популярности уже в наше время "Времен года". Все  остальное - жизнь художника, конечно, нелегкая, конечно, несладкая, не слишком богатая событиями, но и по-своему способная потрясти воображение каждого, кто любит музыку Антонио Вивальди ничуть не менее, а то и более, чем фантастические, достойные арабских сказок приключения его современника и соотечественника Джакомо Казановы.
    Да, о жизни "рыжего священника", работавшего на износ, содержащего многочисленных родственников, умершего в нищете на чужбине и едва ли не сразу после смерти напрочь на два столетия забытого капризными венецианцами (вот именно, несть пророка в своем отечестве, и не только у нас, в России!) мало что известно достоверно. Да, о многом его биографу пришлось догадываться. Да, в каком-то смысле это жизнеописание не более достоверно, нежели автобиография того же Казановы. В таком случае всё упирается в такт пишущего - человеческий, творческий, а в данном случае и сотворческий, можно сказать, музыкальный. Тем приятнее еще раз констатировать: книга Вирджилио Боккарди мало того, что интересна и, в отличие от многих других, читабельна, но еще и в высшей степени тактична. Учитывая же, что это первая полная биография великого венецианца на русском языке, можно со всей искренностью поблагодарить автора, его переводчика и издательство с настоящей удачей и поздравить читателя, которого ждет чтение не только интересное и полезное, но и приятное, что сегодня, надо признать, случается отнюдь не каждый день. 
    Потому, не вдаваясь в излишние подробности, рекомендую это издание, снабженное альбомом оригинальных, ярко обрисовывающих эпоху иллюстраций и небольшим внятным музыковедческим приложением, всем тем, кто сверяет свое чтение с моими рассказами о новых книгах.

«Вивальди»
Год издания: 2007

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я