Д.С. Мережковский: писатель - критик - мыслитель

Мережковский, Дмитрий Сергеевич

DCM: Сборник статей / Ред.-сост. О.А. Коростелев, А.А. Холиков. - М.: Изд-во «Дмитрий Сечин», Литфакт. - 687 с.


Год издания: 2018
Рецензент: Распопин В. Н.

Новый сборник историко-литературных статей «Д.С. Мережковский: писатель - критик - мыслитель», вышел в рамках его первого, так называемого малого научного комментированного собрания сочинений в 20 томах, или, может быть, в качестве приложения к этому собранию. Текстов самого Мережковского в большом томе немного - несколько статей революционной эпохи и забытая небольшая повесть конца 20-х гг. «Самозванец», компилятивная (использующая тексты пушкинского «Бориса Годунова» и «Князя Серебряного» А.К. Толстого) и первоначально создававшаяся как сценарий для кинофильма. Сама по себе повесть не представляется особой удачей Мережковского, да и написана, кажется, в основной части З.Н. Гиппиус. Больше того, при чтении отчетливо видны суровые нитки, которыми сшиты куски цитируемых текстов, политическая злободневность, в чьи жесткие рамки вгоняется текст, и некая «фильмовость», от коей авторы, кажется, и не подумали избавляться, переделывая не пошедший в работу киносценарий в повесть. Статьи же, особенно «Есть Россия», «Упырь» - о Ленине и, прежде всего, «Россия будет (Интеллигенция и народ» представляют, как мне кажется, значительный интерес - как для тех, кому интересно творчество Мережковского, так и для всех, кто хочет глубже разобраться не только в нашем прошлом, но и в нашем всегда.

Основной же объем книги составляют филологические статьи современных ученых и библиографические списки, составленные О.А. Блиновой, А. Дудеком и А.А. Холиковым. Особенно хочется отметить библиографию исследований о жизни и творчестве Мережковского, пусть избранную, но вобравшую в себя наиболее значительные историко-литературные труды за несколько десятилетий; библиографию польских публикаций за более чем столетний период, представленную А. Дудеком, а также разыскание О.А. Блиновой, посвященное истории научных книг, имевшихся в личной библиотеке Мережковского, и проданных после смерти З.Н. Гиппиус секретарем и соратником Мережковских В.А. Злобиным в Национальную библиотеку Франции.

Основной объем материалов сборника, повторюсь, научные статьи. Немало среди них нелегких для восприятия рядового читателя, но немало и вполне доступных. Так чаще всего и бывает в подобных сборниках. К числу текстов, которые хотелось бы рекомендовать широкому читателю, то есть библиотекарям, учителям и учащимся, относятся, прежде всего, материалы, опубликованные во второй части сборника, а именно указанная уже работа О.А. Блиновой «Парижская научная библиотека Д.С. Мережковского», интересные и нетрудные для восприятия неподготовленного читателя историко-литературные статьи Е.А. Андрущенко, О.А. Коростелева и А.А. Холикова «Забытая повесть Мережковского», А.А. Холикова и О.А. Коростелева «Публицистика Д.С. Мережковского (1917 - 1918 гг.)», Н.Ю. Харитоновой «Андре Жид - друг СССР. Рождение репутации (К переводу статьи Д. Мережковского)».

Столь же интересны и доступны, разве что требуют чуть большей сосредоточенности при чтении, работы, опубликованные в первом разделе книги, в частности:

- статья И.А. Виноградова ««Отрекись от Пушкина!» Требовал ли этого от Гоголя протоиерей Матфей Константиновский? (Источниковедческий анализ)», в которой доказательно утверждается, что этот сюжет, в развитии которого приняло участие немало известных авторов и сломано множество копий, выдуман Мережковским;
- статья Ю.Б. Орлицкого «Особенности стиха Д. Мережковского», в целом очень внятная и полезная учителю-словеснику, представляющая едва ли не всю поэтическую «палитру» одного из создателей русского символизма;
- статья В.М. Толмачёва «Святой Наполеон Д.С. Мережковского», толкующая одну из поздних книг Д.С. как некое новое Откровение - что, впрочем, в духе самого Мережковского;
- статья А.В. Протопоповой (Журбиной) и О.А. Коростелева ««Атлантида» Мережковского: источники и рецепции», рассказывающая о литературе, использованной мыслителем во время работы над второй частью книги «Тайна Трех», о его феноменальной памяти и эрудиции, а также дающая подборку высказываний об «Атлантиде» современных автору критиков;
- материал Е.В. Хворостьяновой «Пародии на Д. Мережковского в русской юмористической журналистике 1880-х - 1890-х гг.», с приложением целого ряда зачастую остроумных стихотворений современников.

Чрезвычайно интересны и содержательны обращенные к более подготовленному читателю материалы А.А. Гапоненкова «С.Л. Франк в полемике с Д.С. Мережковским»; В.В. Петрова ««Две бездны» в русской литературной и философской традиции: Ф. Тютчев, Д. Мережковский и Вяч. Иванов»; Б.Н. Тарасова «Проблематика религиозной и философской коммуникации в творчестве Д.С. Мережковского на примере его восприятия личности и мысли Б. Паскаля» и М. Цимборской-Лебоды ««Рыцарь бедный» или «Странник по пустыням (не)бытия? Андрей Белый, Вяч. Иванов и Николай Бердяев о Мережковском».

В рамках рецензии невозможно не только сколько-нибудь подробно рассказать о каждой из статей ведущих современных филологов и философов, но даже и просто привести весь список. Однако, думаю, для заинтересованного читателя достаточно и тех имен и названий, которые здесь приведены. Уже они указывают, насколько богат и разнообразен этот том собрания сочинений Мережковского и о Мережковском, насколько широк в нем тематический охват. Читая же всю книгу подряд, статья за статьей, убеждаешься и в том, насколько она глубока. Пусть не во всем своем объеме, но в тех воистину океанических впадинах, с коими хотелось бы сравнить отдельные работы участников этого сборника, посвященного одной из самых ярких и глубоких личностей - океанических впадин русской культуры, личности Дмитрия Сергеевича Мережковского.

В заключение сердечно благодарю Олега Анатольевича Коростелева, приславшего мне книгу, за эту возможность познакомиться с отличным изданием и познакомить с ним читателя «Интерпретаций».

«Д.С. Мережковский: писатель - критик - мыслитель»
Год издания: 2018

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я