Герои главных книг Константина Симонова – от Халхин-Гола до Сталинграда

Симонов, Константин Михайлович

Симонов, Константин Михайлович. Товарищи по оружию: повесть. Случай с Полыниным: роман. Дни и ночи: повесть. Рассказы // Симонов К.М. Собрание сочинений в 10 томах. Тт. 2, 3. – М.: Художественная литература.


Год издания: 1980
Рецензент: Распопин В. Н.


Герои главных книг Константина Симонова – от Халхин-Гола до Сталинграда


Синцов, Артемьев, Полынин, Лопатин… С чего начинали свой военный путь герои «Живых и мертвых» и «Двадцати дней без войны»?

s-001 (1)Начинали они с Халхин-Гола, где все и встречаются в первом романе цикла о живых и мертвых и своего рода приквеле к повестям о журалисте Лопатине. Роман называется «Товарищи по оружию», и это именно объемный роман, хотя определен он автором скромнее: повесть. Зато следующая по содержательной хронологии, совсем скромная и по количеству страниц, и по рассказанной истории повесть (если даже не большой рассказ) «Случай с Полыниным» отчего-то поименован романом, вероятно, по американскому принципу: все, что больше полусотни страниц уже не стори, а новел. Повестью же назван и «сталинградский» роман «Дни и ночи».

Согласиться с автором или, может, быть с издателями и редакторами «толстых» журналов, где все эти вещи впервые публиковались в 50-х – 60-х годах прошлого века, трудно, и я буду называть романы романами, а повесть повестью.

s-003 (1)

Итак, все начинается на реке Халхин-Гол, в Монголии, в 1939 году, где мы и встречаем всех симоновских героев под командованием Штерна (в октябре 1941-го расстрелян), Жукова, Богданова (также осужден в марте 1940 года на 4 года, но в начале Великой Отечественной освобожден), Смушкевича (расстрелян в октябре 1941) и Никишева.

Настоящих имен военачальников, по понятным причинам, в своих романах Симонов не приводит, зато первую эту «малую» войну, в которой наша армия получила настоящее боевое крещение, описывает подробно и с полным знанием дела, поскольку видел ее своими глазами, находясь на месте событий в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская» под редакцией Д. Ортенберга.

Его герой Лопатин, вероятно, в немалой степени отражает мировоззрение автора, как, можно полагать, и другой герой-журналист симоновских романов, Синцов. Это очень разные люди, с разными судьбами, внешним обликом и характерами. Тем интереснее пытаться выделить в них и сопоставить друг с другом подлинные симоновские черты и мысли с выдуманными или списанными с товарищей по оружию, лейке и блокноту.

В своей статье о главных трилогиях Константина Симонова я уже написал все главное, что думал о Лопатине и Синцове. Здесь, в «Товарищах по оружию», дана первая зарисовка портрета военкора Лопатина и рассказана история любви Синцова и Маши Артемьевой – его будущей жены.

Главные же герои этого романа - танкист Климович, оперативник и разведчик Артемьев, летчики Полынин и Козырев. Все они так или иначе связаны между собой дружбой или родственными отношениями, или соперничеством в любви. Так, Артемьев, будущий шурин Синцова и товарищ Климовича и Полынина, связан с летчиком Козыревым любовью к одной женщине. Все они, понятно, героически воюют с японцами, а далее будут воевать с гитлеровцами.

s-004«Товарищи по оружию» - не первый большой роман Симонова. Он написан уже опытным романистом, прекрасно читается, но, в конечном счете, смотрится именно приквелом к главным трилогиям, а потому и несколько уступает им в чисто художественном отношении, как это происходит с приквелами чаще всего. Впрочем, первая публикация романа в журнале «Новый мир» состоялась еще на закате сталинской эпохи, в 1952 году, то есть за десятилетие до публикации «Живых и мертвых», а тот роман, который мы можем прочесть сегодня, автор редактировал уже в начале 70-х, вероятно, подстраивая его под главный свой триптих. Может быть, отсюда и читательское ощущение текста, написанного как бы вдогонку.

«Товарищи по оружию», пусть и с некоторыми умолчаниями, рассказывают правдивую историю войны на Халхин-Голе, не только поражая горами трупов японских солдат и офицеров, но и реалистично изображая ту самую неготовность Красной армии к большой войне, которая уже через два года обернется кошмаром сорок первого. Несмотря на героическое самопожертвование советских воинов, о чем – главные симоновские книги.

Небольшая повесть «Случай с Полыниным» рассказывает печальную историю из сорок первого года о короткой и безнадежной любви знакомого нам по «Товарищам…» летчика к московской артистке, приехавшей на северный фронт с выступлениями вместе с агитбригадой. Это психологически и социально выверенный рассказ, который можно было бы назвать предсмертной строчкой Маяковского: «Любовная лодка разбилась о быт». Слишком разные люди – герои этой новеллы, слишком разные у них судьбы, в какой-то мере столь же разные, сколь разными были судьбы автора и актрисы Валентины Серовой, слишком различна их среда обитания – настолько, что никакая плеть любви такого обуха не перешибет.

О настоящей, разыгравшейся, состоявшейся любви среди руин Сталинграда рассказывает роман «Дни и ночи» - первая крупная прозаическая вещь Симонова, написанная в 1943 и опубликованная в 1944 году. Несмотря на батальный в основном характер книги, самые сильные и самые живые ее страницы повествуют именно о любви, высокой, как высоки были помыслы и поступки жертвенного советского человека, и трагической – как его жизнь и история его страны.

Здесь нет необходимости пересказывать сюжет романа – в этом плане он схож с многими и многими военными книгами наших писателей и повествует о беззаветном служении отечеству офицера среднего звена и фронтовой фельдшерицы, которых находит любовь прямо посреди развалин города на Волге.

Какой может быть судьба у этой любви? Симонов обрывает историю на тяжелом ранении героини, оставляя финал открытым. Это у писателя почти постоянный прием, ибо война все длится и длится, а жизнь человеческая слишком хрупка. Да только ли для Симонова характерен именно открытый финал? Почитай, у всех лучших военных писателей, причем не только у советских (вспомним Ремарка, Фалладу, Белля, Хемингуэя…).

Первым все это показал в своей повести «В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов. Симонов годом позднее прибавил пронзительную историю любви и общий взгляд на события не из окопов, точнее, не только из окопов. Может быть, в этой-то широте обзора, в этом взгляде на войну и на историю с разных сторон, так сказать, в оба конца бинокля, и заключается главная мощь нестареющих романов Константина Михайловича Симонова.

s-002 (1)


На этом можно было бы и закончить статью, но вот журналист, поэт, драматург, романист, он был и ярким новеллистом, о чем умолчать тоже нельзя. Его рассказы не очень сюжетны, они, рассказывавшиеся для «Красной Звезды» и «Правды», в жанровом отношении более близки к очеркам, но по-писательски, по-симоновски пронзительны и – на коротком пространстве - очень сообщительны. Перед читателем предстает либо военный подвиг («Бессмертная фамилия»), либо портрет медсестры («Малышка»), либо случай, ярко характеризующий различие между советским и гитлеровским солдатом («Книга посетителей»). И что, пожалуй, удивительнее всего: иные рассказы вызывают не меньше эмоций у читателя, нежели эпические полотна.

Удивительный мастер!


«Герои главных книг Константина Симонова – от Халхин-Гола до Сталинграда»
Год издания: 1980

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я